Такая разная ментальная арифметика

(Стоит ли доверять ли современным методикам развития ребенка)

Математика — это наука, которая из реального мира берёт какие-то объекты, закономерности и количественные соотношения и, постепенно обобщая их, выводит всё более сложные законы. Конечно же, банальная вычислительная работа с числами не означает знания предмета.

Поговорим о Ментальной арифметике, которая на сегодняшний день признана прекрасной развивающей методикой. Однако у многих родителей и учителей не перестают возникать вопросы: насколько полезна эта методика детям?, не разучится ли ребенок считать обычным образом?, не будут ли помехой навыки ментального счета в школе при занятиях традиционной математикой?, полноценно ли развивается мозг ребенка, занимающегося ментальной арифметикой?

В статье мы попытаемся ответить на эти и другие вопросы.

Проанализировав направленность многих существующих школ Ментальной арифметики, мы пришли к выводу, что некоторые из них имеют несколько одностороннюю направленность, хотя и содержат в себе огромный потенциал и развивающий компонент.

К сожалению, не во всех школах ментальной арифметики дети понимают принцип счета, узнают и понимают состав числа. Чаще всего они чисто механически заучивают алгоритмы счета на абакусе, не понимая математической логики в целом.

Для того, чтобы ученик в начальной школе дошёл до алгоритма сложения столбиком, он должен проделать довольно большой путь: сначала должен научиться складывать/вычитать в пределах десяти, потом делать тоже самое в пределах 20 с переходом через десяток, затем научиться понимать разницу между единицами, десятками и сотнями и так далее. Понимание того, что стоит за числом, как символом, очень важно. И в традиционных курсах ментальной арифметики этому внимание не уделяется, там гонка идет только за скоростью, без глубокого понимания сути.

Именно поэтому, создавая наш курс, мы ставили своей целью полноценное развитие ребенка, а не отдельных его навыков.

Наша программа содержит намного больше, чем обычная «менталка». Поговорим об этом более подробно.

Если говорить о развитии математических навыков и представлений, в первую очередь мы стараемся пояснить детям, откуда взялись алгоритмы счета, которыми апеллирует менталка.

Многие учителя школы прочувствовали на себе, что ребёнок-ментальщик чаще всего не осознает, как на самом деле в реальности происходят вычисления. Поэтому, занимаясь с ребенком практически индивидуально, мы обязательно следим за тем, чтобы ребенок понимал, что и для чего он делает, чтобы его развитие было всесторонним, поэтому включаем в свою программу много дополнительных заданий, таких, которых в традиционном преподавании ментальной арифметике нет.

Именно поэтому в нашем курсе в первую очередь уделяется внимание разбору и пониманию состава числа, и только после этого мы приступаем к математическим операциям на абакусе. Если кто-то интересовался обучающими программами по математике для дошкольников и младших школьников, он наверняка знаком с программой Петерсон Людмилы Георгиевны. В свое время мы были восхищены этой программой и склоняем перед ней голову. Учебники и тетради этого автора прекрасно позволяют ребенку понять логические принципы и математические закономерности. Именно поэтому логика построения нашей программы содержит последовательное вхождение в математику в целом, а не только тренировку навыка счета.

Наша программа дает ребенку возможность полноценно и всесторонне впитать в себя прелесть и красоту математической логики, а в комплексе с ментальной арифметикой помогает развить скорость реакции, сообразительность и умение нестандартно подходить к решению любых задач, умение «видеть» то, что не очевидно. Детей, обучающихся по нашей методике, отличает находчивость в любой ситуации, умение высказать и отстоять свое мнение, уверенность в своих силах, отсутствие страха ошибиться, — все то, что пригодится в любом возрасте для решения любых задач.

Чем же еще отличается наша программа от традиционных? После изучения алгоритмов счета на абакусе наша программа дополнена решением текстовых задач. Причем, не просто задач, а именно задач нестандартных, в которых помимо школьных стандартов нужно иметь еще и внимательность, и творческий подход. Это дает ребенку возможность не только постигать учебный материал наравне со своими сверстниками, но и выходить за границы своего мышления, видеть нестандартные выходы и решения.

В нашей программе нет места пустой «дрессировке» мозга, она не направлена на то, чтобы при виде чисел автоматически представлять в голове счёты и в уме складывать или вычитать эти числа. Мы занимаемся в первую очередь пониманием смысла текстовой задачи и только затем при необходимости применяем ментальный счет.

Именно поэтому наш ученик понимает, что от него хотят, когда решает задачи из традиционного школьного учебника. У него есть представление о том, что нужно сначала разобраться в задаче, и только потом с ней работать.

Некоторые учителя заметили, что дети, занимающиеся традиционной «менталкой», практически всегда в задачах в качестве ответа называют просто одно число. Мы же обучаем детей так, чтобы они давали развернутый ответ, тем самым еще и помогаем учителю школы в развитии речи ребенка.

В отличии от традиционных ментальных школ в наш курс включено понимание «объема» числа. У наших детей есть четкое представление об этом. Наши дошкольники очень хорошо представляют себе физический смысл тысяч, сотен, десятков и т.д. Этому мы уделяем огромное внимание, рассматривая и «перебирая» в руках бусы с разным количеством бусинок, и, представляя количественный признак на других предметах. Именно поэтому для наших детей 52 и 25 – это разные понятия, разные объемы, и есть понимание различия между ними. А вопрос вроде «сколько в сотне десятков?» не вызывает трудностей, как у некоторых детей «ментальных» школ.

В младшем возрасте ребёнку полезно играть в подвижные игры, и чтобы малыш бесконечно не сидел за столом перед счётами в строго определённой позе, в наших занятиях (даже дистанционных) есть упражнения с мячиком, с балансирами, танграммами и головоломками, игры на внимание в кругу, мы прыгаем и веселимся, а не только учим алгоритмы.

Благодаря «синтезу» ментальной арифметики и традиционной математики, который стоит во главе угла в нашей программе, наши дети считают быстрее, становятся более усидчивыми, у них улучшается воображение, совершенствуется развитие мелкой моторики, в целом развивается интеллект. И самое главное – она любят математику!

Расскажем про мелкую моторику. Она очень важна, так как связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Для развития у детей мелкой моторики есть специальные упражнения, которые в первую очередь должны быть разнообразными. Поэтому помимо упражнений на абакусе в наш курс включено множество других упражнений и заданий – это и пальчиковая гимнастика, и массаж пальчиков и ладошек, и лабиринты, и шнуровки, обведение по контуру, лепка из пластилина, раскраски (причем, и правой и левой руками) и многое другое.

Есть мнение, что воображение ребенка, занимающегося «менталкой» развивается однобоко. Действительно, при занятиях ментальной арифметикой в голове необходимо постоянно удерживать образ абакуса, на котором происходят воображаемые вычисления и может показаться, что мысленная фотография абакуса настолько впечатывается в мозг, что её оттуда и трактором не вытащить. Именно для того, чтобы мозг ребенка не «циклился» на одном образе, в наши занятия включены упражнения на развитие памяти, в которых мы предоставляем ребятам для запоминания разнообразные предметы, картинки и цвета, тем самым «разбавляя» образ абакуса и расширяя возможности мозга.

А еще есть «задания с продолжением» — это задания, в которых ребенок может сам составить задачу, придумать к ней вопрос – вот и развитие воображения в нашей программе. При этом в таких заданиях мы задействуем образы героев сказок, тем самым, развивая творческое мышление ребенка.

Многие родители на сегодняшний день сильно загружены и доверяют развитие и воспитание своих детей кружкам, детским садам и школе. Именно поэтому нужно с особой тщательностью выбирать для ребенка не только курс развития, а и преподавателя (который должен иметь педагогическое образование) и, как минимум, интересоваться у ребенка тем, что он изучает в детском саду или на развивающем курсе, чтобы понимать, полноценно ли развивается дитя. И, как максимум, заниматься с ребенком, играть с ним, рассказывать сказки, обсуждать героев, говорить о чувствах и ценностях, растить не «счетную машинку», а человека, чтобы после не обвинить учителей, систему образования и мировое правительство, в том, что они загубили талант.

Желаем всем удачи!

Л.В.Рябушенко

 

07.05.2020

0 комментари(я)ев на "Такая разная ментальная арифметика"

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.