Ментальная арифметика как инструмент для развития психических процессов ребенка

Л.В.Рябушенко, педагог-психолог высшей квалификационной категории, ГБОУ Школа имени Маяковского, г.Москва

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский

Аннотация. В статье рассмотрены способы развития психических процессов ребенка, представлены данные международных исследований влияния ментальной арифметики на память, внимание. Приведены результаты исследований психических процессов детей в школе г.Москвы. Кратко изложена суть методики ментальной арифметики и результаты, которые можно получить, занимаясь по этой методике.

Основные термины: «Ментальная арифметика», методика «Ментальная арифметика» развитие памяти, развитие внимания, школьники, дошкольники, сложение, абакус, психические процессы, развитие воображения, мелкая моторика.

Между пальцами рук и развитием психики существует совершенно определенная связь. И она является настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук уже давно рассматривают как мощный физиологический стимул развития психических процессов и речи детей.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое, и психическое развитие находится в пределах нормы. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Большую помощь в развитии мелкой моторики рук могут оказать развивающие игры и упражнения. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией и навыками, нужно превратить обучение в игру.

Развитию мелкой моторики способствуют:

  • пальчиковая гимнастика;
  • игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками;
  • песочная терапия;
  • вырезание ножницами;
  • работа с бумагой, оригами;
  • плетение, лепка.

В настоящее время появился еще один способ для развития мелкой моторики. И связан он со счетом на древнем китайском инструменте – Абакусе. С помощью абакуса в Китае, Японии, Индии, Канаде и европейских странах, а с недавнего времени и в России, дети учатся считать. Результатом обучения является не только быстрый счет в уме, но и всестороннее развитие.

Познакомимся поближе с Ментальной арифметикой. Это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая способствует раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

С помощью ментальной арифметики дети могут выполнять в уме математические операции любой сложности — от сложения и вычитания до возведения в квадратную степень и извлечения квадратных корней — без использования калькулятора, компьютера, карандаша и бумаги.

Основной вид деятельности на занятиях по «Ментальной арифметике»

Рисунок 1. Абакус

— счет на абакусе (рис. 1). Абакус используется на начальных этапах занятий ментальной арифметикой. В дальнейшем действия происходят в уме, на ментальном образе абакуса.

Кроме этого, дети считают и другими способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, у доски, на демонстрационном абакусе. Используются программы счета, программа «Электронный абакус», ментальная карта (графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах). После некоторого периода обучения ребенок начинает считать на воображаемом абакусе, что способствует увеличению объема запоминания. Веселые интересные задания, в том числе на скорость, позволяют подолгу не отвлекаться и научиться концентрироваться. Счет воспринимается как интересная игровая деятельность. Это рождает желание учиться дальше, получать результаты, что в дальнейшем перерастает в устойчивое позитивное отношение ко всему процессу обучения.

Изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи, тем больше наши возможности.

Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро перерастают в основные черты личности и играют большую роль в формировании успешного будущего.

Вот некоторые данные международных исследований: университеты Великобритании в 2007 году провели исследование среди 3185 детей в возрасте от 7 до 11 лет. [4].

В результате систематических занятий дети значительно улучшили показатели не только по математике, но и по другим дисциплинам. Исследование влияния ментальной арифметики на память детей, проведенное в Китае, [5] зафиксировало значительное улучшение визуальной памяти участников. В исследовании «Оценка памяти учащихся после курсов ментальной арифметики», проходившем в Индии с 2002 по 2004 гг., приняло участие 50 детей в возрасте от 5 до 12 лет. [6]. Благодаря курсу ментальной арифметики у всех детей улучшились зрительная и слуховая память, повысилась концентрация и внимательность.

Исследования зарубежных коллег впечатляют. Мы добавили методики ментальной арифметики к своему многолетнему опыту по развитию памяти, внимания и воображения. В настоящее время она стала базовым инструментом одной из наших программ. В этой статье наши скромные, но, надеемся, многообещающие результаты за год.

В исследованиях приняли участие дети начальной школы и дошкольных отделений Школы имени В.А.Маяковского г.Москвы. Для работы были отобраны дети, имеющие низкий уровень развития памяти и внимания в своей возрастной категории. Были выделены экспериментальная и контрольная группы в каждом из двух возрастов 4-5 лет, и 7-8 лет. В экспериментальной группе занятия по развитию памяти, внимания, воображения проходили с использованием счет «Абакус» и традиционных методик, в контрольной группе использовались только традиционные методики.

Перед проведением занятий всем ребятам было предложено пройти диагностику. Были использованы методики: «Исследование операционных характеристик деятельности и запоминания» Пьерона-Рузера, «Определение объёма кратковременной зрительной памяти», «Оценка оперативной слуховой памяти», методика М.Когана «Опосредованное запоминание», таблицы Шульте [3]. Через 8 месяцев занятий диагностика была проведена повторно. Все дети из экспериментальной группы демонстрировали улучшение своих показателей на 12-18% выше, чем дети из контрольной группы.

Кроме этого, ребята из экспериментальной группы (школьники) по словам учителя улучшили свои учебные результаты, стали более уверенными в себе, мотивированными к учебе, и гораздо более внимательными на уроках. Можно также говорить о проявлении инициативы и высказывании оригинальных, отличных от других школьников, мнений на различные темы.

Дошкольники из экспериментальной группы также имели больший в сравнении с контрольной группой процент изменений в положительную сторону, хотя и не такой высокий, как школьники
(6-8%) – в развитии слуховой, визуальной и опосредованной видов памяти.

У дошкольников отмечается большой интерес к выполнению вычислительных заданий, стремление выполнить больше заданий, чем предложено. Можно прогнозировать устойчивый интерес к математике в школе, а также высокий уровень учебной мотивации.

Таким образом, МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА, как базовый инструмент в развитии психических процессов способствует:

  • развитию визуальной памяти и воображения;
  • улучшению внимательности и концентрации, наблюдательности и восприятия на слух: ребенок учится концентрироваться на занятиях, поэтому в дальнейшем, на обычных уроках никогда не упустит того, что говорит и показывает учитель. Благодаря высокой концентрации ребёнок схватывает и запоминает мелочи, которые другие даже не заметят.
  • развитию творческого мышления, пространственного воображения: развивается образное мышление, а вслед за ним – пространственное воображение. В дальнейшем ребенок может с легкостью представлять в уме схемы и мысленно простраивать плоскостные и пространственные задачи, а это улучшает способность выражать идеи графически, создавать планы проектов и чертежи и т.д.
  • развитию уверенности в собственных силах и мотивации к обучению: ребенок понимает, что он умеет то, что не умеют другие, это дает ему уверенность в себе. Это поможет ему достичь успехов в самых разных сферах.
  • успехам в учебе: отвлечение на посторонние предметы и звуки становится значительно меньше, ребёнок может даже в сложных внешних условиях сконцентрировано заниматься нужным делом. Кроме этого на запоминание стихов и правил нужно меньше времени.

Домашние задания по школьным предметам ребенок сможет выполнять намного быстрее, благодаря комплексному развитию интеллектуальных и умственных способностей

Ключевыми отличиями наших занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга.

Развитые интеллектуальные способности детей являются прочной основой для успешной учебы и творческого развития.

Литература:
1. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций /Л. С. Выготский -М.: Просвещение, 1960.
2. Кирилина Н. Ю., Федорова Т. В. Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 89-91. — URL https://moluch.ru/archive/149/41625/
3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. – М.: Изд. АПКиПРО РФ, 2000.
4. Lynn R., Irwing P. (2008) Effect of Abakus trainig on the intelligence of Sudanese children. // Personality and Individual Differences. November 2008, Pages 694–696
5. Min-Sheng Chen, Chang-Tzu Wang. Effect of mental abacus training on working memory for children. // Journal of the Chinese Institute of Industrial Engineers 09/2011; 28(6): 450-457
6. Bhaskaran M., Sengottaiyan A., (2006). Evaluation of Memory in Abacus Learners. Indian J Physiol Pharmacol, 50 (3), 225-233

23.10.2018

0 комментари(я)ев на "Ментальная арифметика как инструмент для развития психических процессов ребенка"

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.